Любовь и Ненависть (18+)

    

Юра: Про А.И.Герцена   (rss)

Вы также можете посмотреть сообщения от других людей на эту тему

20/12/07, Юра
"...страна, исключительно богатая мыслями". Я очень благодарен Александру Ивановичу за то, что он ещё в былые времена смог показать уже советскому читателю, что возможно быть и социалистом и поборником прав человека. Он унаследовал лучшую сторону европейского либерализма, оставаясь русским по духу, что удавалось немногим. Да и стились превосходный - кому еще так удавалось даже неправильности языка делать выразительным средством? Иногда поражался, насколько крамольными с официозно-советской точки зрения оказывались многие его мысли. Всё же надо сказать спасибо В.И. Ленину за статью "Памяти Герцена". Если бы не эта посмертная похвала - как занть, не оказался ли наш герой в списке запрещённых авторов?

20/12/07, Юра
Можно по-разному оценивать теорию "общинного социализма" - опыт 20 века показал, что в ней гораздо больше рациональных зёрен, чем представлялось многим марксистам лет сто назад. Некоторые его прогнозы сбылись с поразительной точностью, ибо Герцен хорошо чувствовал и понимал, чем может обернуться суеверное преклонение перед государством и авторитетом. "Не сотвори себе кумира..." Каким бы наш автор ни стал материалистом и атеистом - образы раннего христианства не раз использовались в его публицистике, выражая освобождающее начало этого учения.

22/06/08, Юра
Понятно, что советские власти были весьма заинтересованы, чтобы присвоить себе даже, по существу, чужое идейное наследие. Но сдаётся мне, доживи Александр Иванович до 1917 года, он пошёл бы отнюдь не с большевиками. Поразительна его последняя крупная работа - "Письма к старому товарищу". Здесь не только критика крайностей Михаила Бакунина, но и предостережение против любого фанатизма, даже и революционного.

06/12/08, Юра
Вообще-то история сыграла с его наследием злую шутку. В СССР массы привыкли, не раздумывая, воспринимать его как составную часть официальной пропаганды, и с падением правления КПСС отечественная традиция освободительного движения оказалась невостребованной. А ведь из канонизированных "революционеров" Герцена можно назвать наиболее гуманным и широко мыслящим, и через него возможен самый плавный и безболезненный идейный переход от советского коммунизма к "социализму с человеческим лицом". Даже "классические" либералы могут найти немало у него ценного - и поучительного.

02/07/09, Юра
Карл Маркс и Александр Герцен были современниками, но друг друга, мягко говоря, очень не жаловали. Тут не просто идейные различия, но во многом разный тип личности. К слову, Александру Ивановичу пришлось столкнуться с чем-то подобным и в лице более молодых русских революционеров - разночинцев. Похоже, известный аристократизм воспитания оказался полезен для этого незаконнорожденного сына русского барина и вюртембергской немки, создав ту культурную почву, на которой произросло столько поразительных прозрений, облечённых в замечательный литературный слог.

11/07/09, Юра
Если выражение "социализм с человеческим лицом" имеет смысл, то применительно к таким людям, как Герцен. Между прочим, будучи приверженцем русского общинного социализма, он не считал стихийный крестьянский коммунизм достаточным условием для прогресса, чем грешили многие другие народники, ибо понимал, что неразвитый коммунизм подавляет отдельное лицо, и ценил мысль Запада.

02/01/11, Юра
Он всё же был мыслителем и проповедником, а не террористом, и этим выгодно отличался от многих других представителей русского освободительного движения. Сознание прав личности, пронизывающее его литературное наследие, вызывало уважение даже среди идейных оппонентов - Лев Толстой называл атеиста Герцена религиозным человеком, ибо у того были моральные ценности, эквивалентные христианским. Какое-то время Герцен поддерживал Александра II Освободителя, но даже когда их пути разошлись, не одобрял покушений на жизнь императора.

22/07/12, Юра
"За нашу и вашу свободу". Польское восстание 1863 было преждевременным и недостаточно подготовленным, а его социальная программа не вполне удовлетворяла Герцена. И всё же он поддержал повстанцев, хотя и не питал особых иллюзий по поводу перспектив чисто национального движения - для него это был вопрос чести, а отстаивать имперский патриотизм он не подряжался. "В чём же может состоять сближение между нами?.. Жалея Польшу, мы не можем сочувствовать её аристократическому направлению; освободите крестьян с землёю, и у нас будет почва для сближения". А об эксцессах можно прочитать и в "Былом и думах": "Он рассказал об убийстве солдат, о раненом офицере, который был членом общества. Солдаты думали, что это предательство, и начали с ожесточением бить поляков. Падлевский - главный начальник в Ковно - рвал волосы... но боялся явно выступить против своих".

15/06/13, Юра
По поводу нынешних споров насчёт американского индивидуализма и российского коллективизма замечательно звучат слова введения "Прощайте" из книги "С того берега": "Свобода лица - величайшее дело; на ней и ТОЛЬКО НА НЕЙ может вырасти действительная воля народа. В себе самом человек должен уважать свою свободу и чтить её не менее, как в ближнем, как в целом народе". Во многом критически отнсясь к Европе, Герцен признавал, что, по счастию, "нравы и долгое развитие восполняют долею нелепые теории и нелепые законы. Люди, живущие здесь, живут на почве, удобренной двумя цивилизациями [античной и христианской - Ю.П.]; путь, пройденный их предками в продолжение двух с половиною тысячелетий, не был напрасен, много человеческого выработалось независимо от внешнего устройства и официального порядка". Реакция, наступившая после 1848,породила срывы в пессимизм и скептицизм насчёт старой Европы, но не лишила его надежды на усвоение развитие и европейских ценностей в других местах земного шара.


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: finn@lovehate.ru