Любовь и Ненависть (18+)

    

Юра: Про Ивана Ефремова   (rss)

Вы также можете посмотреть сообщения от других людей на эту тему

22/04/04, Юра
Rara avis... В своё время и на своём месте книги этого палеонтолога, последователя Рёриха и "еретика от коммунизма", сыграли немалую позитивную роль в прочищении многих мозгов. Не всё в его творчестве равноценно, но любовь к античности и энциклопедизм наводит на ум титанов Возрождения.

20/05/04, Юра
В "Туманности Андромеды" есть страницы, которым как-то мало уделяют внимания. Остров Забвения - своего рода тропическая резервация для тех, кто избирает покой примитивной жизни, своеобразная богадельня для уставших. Иногда мне кажется, что очень многие наши современники предпочли бы такой вариант первобытного рая - когда охватывает апатия и ничего не хочется делать...

21/08/04, Юра
Был в 18 веке такой литературный жанр - философская сказка. Французские просветители, Вольтер, например, отдали сему немалую дань. Действие переносилось то на Восток ("Задиг", "Царевна вавилонская"), то даже в космос ("Микромегас"), и под этим соусом контрабандой протаскивались те или другие идеи, иногда довольно-таки крамольные. Как говорится, "суметь сказать всё - и не попасть в Бастилию". Мне кажется, mutatis mutandis и Ивану Ефремову удавалось объезжать советскую цензуру, тем более, членом КПСС он таки не был. Некоторые аллюзии, в "Часе быка", например, достаточно прозрачны.

22/07/06, Юра
В моём восприятии Торманс в "Часе быка" - не столько капитализм, хотя бы и олигархический, сколько "государственно - монополистический социализм", даже с не очень завуалированным маоистким оттенком - имена и расовые особенности антигероев подозрительно напоминают китайские. Но даже не это главное - Ефремову удалось в художественных формах выразить категорию "отчуждения", когда произведения ума и рук человека обращаются против него самого, ибо не о-смыслены. В этой связи мне вспомнилась известная формула Б. Спинозы "Свобода есть осознанная необходимость", которую в советские времена толковали верноподданнически и апологетически - мол, есть "социальная необходимость", и ей нужно с мазохистким восторгом покоряться. Но подлинный смысл сей формулы - необходимость должна быть о-сознана, подчинена сознанию, в противоположность необходимости слепой и бессознательной.

28/08/08, Юра
Если зреть в корень, то идеалы Ефремова куда ближе к принципам "открытого общества", нежели к коммунизму советского образца. Не случайно в его антиутопии "Час быка" преграждение доступа к знанию рассматривается как чуть ли не единственный оправданный повод для вмешательства в дела другой планеты. И это разумно - ибо между "железной метлой загоним человечество к счастью" и оставлением его в тисках застоя - есть тончайший средний путь, когда разумные существа, возвышая других, возвышаются сами. А указанные крайности - лишь сходящиеся пути деградации.

28/08/08, Юра
А ещё при внимательном чтении в "Часе быка" можно усмотреть скрытые и даже не очень скрытьые цитаты из Оруэлла и Ясперса, что вполне понять можно стало уже в послесоветскую эпоху, когда труды этих авторов сделались доступны. Честь и хвала хотя бы за это!

20/09/08, Юра
Ефремов был одним из немногих советских авторов, уеазывавших на опасности стихийного перенаселения планеты и о его разрушительном воздействии на цивилизацию, ибо проблема тут не просто в прокормлении, а достойном качестве жизни, не сводимом на материальное благосостояние. Эта позитивная евгеника, учитывающая роль наследственности, не очень вписывалась в официальные советские доктрины, но заставляла читателя задуматься, что "лучше меньше, да лучше".

20/11/15, Юра
Вот что пишет Толкователь (http: //ttolk.ru/?p=25273) : "Самый загадочный эпизод в биографии знаменитого писателя-фантаста и профессора палеонтологии Ивана Антоновича Ефремова произошёл после его смерти. Умер Ефремов 5 октября 1972 года, а через месяц, 4 ноября, в его доме произвели многочасовой повальный обыск, а на какой предмет – неизвестно.Предположение о том, что Ефремова могли подозревать в антисоветской агитации, вытекает из ордера на обыск и того обстоятельства, что за два года до того, в 1970, нарекания вызвал его роман «Час быка»<...> Председатель КГБ Ю.Андропов 28 сентября 1970 года в письме в ЦК КПСС прямо пишет, что Ефремов в этом романе «под видом критики общественного строя на фантастической планете Торманс клевещет на советскую действительность". В этой заметке есть ещё много подробностей, после которых хочется воскликнуть, обращаясь к КПSS - "неча на зеркало пенять, коли рожа крива". Так что моё литературное чутьё оказалось довольно правильным.


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: finn@lovehate.ru