Любовь и Ненависть (18+)

    

Turulmodar: Про Макса Штирнера (Max Stirner)   (rss)

Вы также можете посмотреть сообщения от других людей на эту тему

02/04/18, Turulmodar
Макс Штирнер — германский мыслитель XIX века. Вошёл в историю благодаря книге «Единственный и его собственность» — одна из самых значительных мировоззренческих книг, когда-либо написанных. Довольно недооценённая и сравнительно малоизвестная, по глубине мыслей она стоит на уровне таких гениев, как Шопенгауэр и Ницше. Штирнер с поразительной мощью и убедительностью громит искусственные и навязываемые «ценности» — религию, бога, добро и зло, нацию, общество, государство, само понятие человечества. Более того, Штирнер отрицает даже саму «истину» — для него не важна та «истина», которая принята каким-то авторитетом или обществом, а не им лично.

02/04/18, Turulmodar
Для Штирнера вся эта жалкая труха — все эти ничтожные боги, цари, державы и прочие «авторитеты» — не имеет значения. Только он сам имеет значение для себя, только свои интересы преследует, только своей выгоде придаёт значение, только свои ценности хвалит, и пусть бы стал он неугодным всему миру — нет ему никакого дела до бренного мира и его мнений. Вероятно, за этими дерзкими, бунтарскими, воинственными и беспощадными рассуждениями стоял одинокий человек. При этом Штирнер признаёт, что он, может быть, всего лишь «ничтожный человек», — но это не меняет дела, ибо даже «ничтожный» — отдельный, одинокий, частный человек, без всякой поддержки со стороны, — может иметь достаточно ума и дерзости, чтобы отрицать все ценности и идеалы стада, живя лишь по своей личной правде, какой бы она ни была в глазах общества.

02/04/18, Turulmodar
Штирнер остроумно развеивает идею бога, доказывая, что если тот и существует, то и сам является законченным эгоистом, который заботится лишь о своём благе. Мыслитель напрочь отрицает христианство с его идеей служения и поклонения. Не существует для Штирнера и понятия «призвания»; а ведь религия настаивает на том, что человек к чему-то «призван» и обязан соответствовать предначертанному. Отрицается и понятие греха. Непримиримость с христианством и с богом заходят у Штирнера так далеко, что он бросает ему вызов, говоря, что если бог хочет подчинить человека, то пусть придёт и сделает это сам, а добровольно подчиняться богу не надо.

02/04/18, Turulmodar
Штирнер не отрицает существование власти, но при этом не собирается подчиняться какой-либо власти. Ему нет дела до чужих прав и до того, что государство считает его правом, — Штирнер сам решает, имеет ли он на что-нибудь право, он сам берёт и использует то, что хочет и как хочет; он не уважает законы и правила, выдуманные кем-то другим. Штирнер резко критиковал общественную мораль, в особенности христианскую мораль. В отличие от Ницше Штирнер не был романтиком и не проповедовал какую-либо мифологию, он был нигилистом. Его мысли ценны и актуальны до сих пор и будут актуальны всегда, пока остаются мыслящие люди и пока не свергнута тирания христианства. Кроме того, Штирнер признан как один из теоретиков анархо-индивидуализма и почитается анархистами современности.


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: finn@lovehate.ru