Любовь и Ненависть (18+)

    

Юра: Про Аристократию   (rss)

Вы также можете посмотреть сообщения от других людей на эту тему

12/08/02, Юра
Contraria sunt complementa. С античности в европейской культуре сосуществуют аристократический идеал свободы и демократический идеал равенства. Каждый в отдельности способен к вырождению, но, взаимодействуя, они развивают равно-правие вместо разно-правия и равно-бес-правия. Это и есть гуманизм.

13/08/02, Юра
Как писал бенгальский аристократ, поэт и философ Рабиндранат Тагор, лучшие плоды цивилизации взращиваются на ниве досуга. Исторически свобода для некоторых была шагом вперед от несвободы для всех. Помнится, и Маркс заметил, что истинная свобода начинается там, где кончается материальное производство, вызванное внешней необходимостью.

17/01/04, Юра
Аристократия - "власть лучших"(греч). Интересно, что многие историки употребляли термин "рабочая аристократия" для обозначения квалифицированных наёмных работников, чей материальный и культурный уровень часто превосходил таковой у традиционного "среднего класса", то есть мелких предпринимателей. Но если разобраться, и средневековая феодальная аристократия часто имела своим исходным пунктом общественно важные обязанности, вроде военной защиты, будучи своего рода технической интеллигенцией. И много позднее, когда эта миссия отошла на задний план, один из героев Мопассана, барон де Корбель, сравнивал светских людей с беговыми лошадьми, которые, по правде говоря, совершенно не нужны, но которые составляют славу лошадиного рода. Собственно, и понятие "прав человека" - аристократическое по своему происхождению. И если позволительно помечтать о роботовладельческой цивилизации, то не требует ли она превращения людей - в "аристократию"?

04/08/04, Юра
Любопытно, что многие политические мыслители обосновывали пользу аристократии тем, что это сословие, с одной стороны, избавлено от выматывающего снискания хлеба насущного, с другой - имеет независимое от правительства положение, и способно представлять не только себя, но и другие сословия. Даже Симон Боливар предлагал учредить из выдающихся деятелей освободительной войны против испанцев наследственную палату, на манер английских лордов, как просвещенных хранителей законности, готовящихся к своей миссии с рождения.

31/05/05, Юра
Вообще-то исторический опыт показывает, что более долговечной оказывается та аристократия, которая менее замкнута и более открыта для отбора "лучших" из других сословий, такая своеобразная прививка на старое дерево. Помнится, когда-то в царской России даже диплом университета давал личное дворянство. Но с повышением "ценза" доступ в правящее сословие для талантливых разночинцев последовательно затруднялся, что ставило их в оппозицию существующему правлению. Даже когда титул - всего лишь почётное звание, не дарующее вледетельных прав или материального богатства - люди всё равно его ценят. У бразильца Жоржи Амаду была забавная книга "Старые моряки", один из героев которой, богатый коммерсант, готов был пойти на любые жертвы, чтобы получить хотя бы "республиканское" звание, вроде "капитан дальнего плавания". Ученые степени honoris causa - тоже своего рода аристократические титулы.

23/10/07, Юра
Думаю, если к кому-то судьба оказалась благосклонной, это не столько привилегия, сколько ответственность. Между прочим, по семейному преданию одна из моих прабабушек принадлежала к дворянскому сословию. Нужно также иметь в виду, что далеко не все дворяне были помещиками и имели крепостных. Очень многие получали по выслуге. В советское время, например, часто умалчивалось, что В.И. Ульянов (Ленин) принадлежал к "генеральской" (по ведомству народного просвещения) семье и посему унаследовал потомственное дворянство. В наше время испанский король пожаловал дворянство балерине Майе Плисецкой. Многие британские ученые удостоились титула, вплоть до лорда. И даже в республиканских Соединенных Штатах Америки многие потомки первых поселенцев образовали своего рода аристократию, не всегда самую богатую, но пользующуюся уважением и влиянием; из их среды вышло немало интеллектуалов.

04/04/08, Юра
Да, аристократия воплощает начало личной свободы, пусть исторически ограниченное. А вот политическое суеверие "царь-государь вместе с народом против извергов-бояр" нередко играло дурную шутку с самим народом, лишённым хотя бы такого противовеса правительственному деспотизму.

28/07/08, Юра
В принципе роль элиты известна. Никакое общество без элиты просто не может существовать, поскольку должно быть некоторое меньшинство, которое, перерабатывая всё разнообразие поступающей информации, своим предметом имеет творение норм, образцов, которые в дальнейшем усваиваются всем обществом. Ключевым моментом тут являются принципы отбора - способствуют ли они развитию или деградации. Можно себе представить замкнутую кастовую систему, где качество элиты покупается вырождением массы, и она может быть даже достаточно долговечной - но до первого серьёзного удара извне. Поэтому лучшая аристократия - та, которой присущи некоторые черты демократии; как и лучшая демократия - та, что имеет некий аристократический оттенок. У Солона Афинского такое получилось.

20/12/08, Юра
"Аристократическое" воспитание, может быть, имеет свои теневые стороны; но оно не так искажает человека, как "буржуазное" скопидомство. Тут человек всё же больше "сам", а не функция своего имущества. Может быть, поэтому ,интеллектвалам, "натуральной аристократии", этот идеал в чём-то ближе?


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: finn@lovehate.ru