Любовь и Ненависть (18+)

    

Юра: Про эпоху Возрождения   (rss)

Вы также можете посмотреть сообщения от других людей на эту тему

18/10/02, Юра
"Чем эпоха интересней для историка, тем для современника печальней..." Но Возрождение всё-же весьма продуктивно, ибо это первый серьезный опыт культурного синтеза в европейской истории.Это - уже наше, а не другая цивилизация. Были там и Цезарь Борджа, но главное - индивидуализм в хорошем смысле слова и в современном его понимании зародился именно тогда. Античность, при всём своём величии, несла на себе ещё много общинно-родовых черт.

03/12/02, Юра
Интересно, что европейская схоластика Средних Веков опиралась в подкрепление веры на силлогистику Аристотеля, а деятели Возрождения больше обращались к Платону и неоплатоникам. Может быть, стиль мышления этих последних лучше отвечал художественным запросам автономной человеческой личности? Потом-то пути мысли разошлись - наука отдельно, искусство - отдельно. Но их тогдашнее взаимовлияние и теперь увлекает.

14/02/04, Юра
Вообще-то есть тут тема про Ренессанс, это синонимы. Вкусно написано... Когда Микеладжело Буонаротти спросили, почему его Il Pensieroso с гробницы Медичи имеет мало сходства с герцогом, он ответил: "А кого это будет интересовать через 500 лет?" Некогда наши туристы, бывавшие в Италии, удивлялись, почему многие дворцы и прочие памятники старины и произведения искусства часто выглядят не очень ухоженными. И получили любопытный ответ: "Они - как люди. Рождаются, живут и умирают, и на смену приходят другие". Вольно же итальянцам рассуждать так, имея столь обильное художественное наследие! А ведь еще в те времена прежние фрески или строения, часто выдающейся исторической ценности, заменялись новыми. Часто тут меценатами или художниками двигала жажда славы, выходит, чувство не такое уж плохое.

14/02/04, Юра
У каждого европейца, по мысли Ф.Ф. Зелинского, по меньшей мере две родины; одна - это страна, по имени которой мы называем себя, другая - это античность. Итальянские гуманисты, возрождавшие римскую античность, опирались на свою национальную и языческую традицию, сумев придать ей общеевропейское значение. Оставаясь частью христианского мира, они сумели приземлить и очеловечить его. Возможно, многие убеждены, что и славянское язычество способно сыграть подобную историко-культурную роль. Было бы интересно прочитать мнения на сей счет.

11/06/04, Юра
Помимо общеизвестного европейского Ренессанса 14-16 веков историки выделяют и другие эпохи возрождения, когда цивилизации обращаюися к своим истокам ради освежения и дальнейшего продвижения в будущее. Нечто подобное бывало на огомном пространстве Евразии, от Желтого моря до Чёрного. И хотя Восточный Ренессанс по разным причинам оказался прерван, многие его достижения попали и в западную копилку.

12/06/04, Юра
У Владимира Сергеевича Соловьева, русского ХРИСТИАНСКОГО философа 19 века, есть любопытный трактат "О причинах упадка средневекового миросозерцания", где он проводит мысль, что Средние Века как раз таки не были образцовым христианским временем, ибо государственность и общественность стала христианской лишь номинально. Есть такая евангельская притча о двух сыновьях: один сказал отцу "Пойду" - и не пошел в виноградник, а другой сказал "Не пойду" - и пошел. Кто выполнил волю отца? Из сего Соловьев делает вывод, что гуманисты и просветители, придавшие новой Европе более человечный вид, часто были более христианами, исполнявшими заповедь любви к ближнему, чем их оппоненты.

12/04/05, Юра
Стоит задуматься, на какой исторической почве эта культура выросла. Итальянские города-государства кое в чём напоминали античые, да и преемственность с древностью даже в самые тёмные века тут не прерывалась окончательно; их торговый и промышленный дух, часто обращенный к далеким и совсем непохожим странам, требовал восприимчивости не только к новым вещам, но и к новым идеям. Политическое и военное соперничество, возможное при относительной слабости и взаимном равновесии Империи и Папства, оказало им дурную услугу с возникновением в Европе крупных национальных монархий (итальянские войны 16 века), но без такого разнообразия выработка культурных достижений была менее успешной. Позднее немало итальянских выходцев - от художников до полководцев - послужили если не своему пришедшему в упадок отечеству, то другим странам, принеся пользу Европе в целом.

16/12/06, Юра
Между прочим, А. Грамши считал Возрождение (в узком смысле слова) реакционным движением по отношению к нации-народу, хотя и отвечавшим интересам космополитических интеллектуалов, ибо неолатинизм положил культурный и языковый барьер между итальянской интеллигенцией и массами, задержав интеллектуальную и моральную реформу. Отсюда, по его мнению, произошло отставание Италии от других европейских наций, и из Возрождения выросла Контрреформация. Мысль не бесспорная, но заслуживающая внимания. Мне вот вспомнилась русская культура "серебряного века". Сложно-утонченная, глубокая и многообразная, она была, однако, укоренена в довольно тонком социальном слое. А потом пришел гегемон, как выразился персонаж одного фильма... Обидно, да?

13/06/08, Юра
Огромный прогресс в художественной культуре не обязательно сопряжён с прогрессом этики. Вот и получалось, что при некоторых обстоятельствах возникала реакция на "разврат" и "греховность" оных явлений, классический пример история Дж. Савонаролы во Флоренции, когда идеологи христианской республики боролись с суетностями. Аскетизм как отказ от "излишнего" может быть привлекателен не только для неразвитых масс (по принципу "зелен виноград"), но и для некоторых социально озабоченных интеллетуалов, приверженных коллективистким ценностям. С другой стороны, ощущение достигнутой и, как кажется, непревосходимой высоты порождает в самих искусствах тот маньеризм, которым грешили не только эпигоны болонской школы, но и выдающиеся таланты позднего Ренессанса.

14/06/08, Юра
Возрождение ещё не противопоставляло себя абсолютной монархии, и тогдашние государи - светские и духовные - как раз таки были в числе главных меценатов. Другое дело, что крайние оппозиционные движения напугали власти, и те тоже нередко ополчались против культурных вольностей, коим поначалу сами покровительствовали (Контрреформация и проч.)


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: finn@lovehate.ru