Любовь и Ненависть (18+)

    

Юра: Про гуманизм   (rss)

Вы также можете посмотреть сообщения от других людей на эту тему

29/04/03, Юра
Схоластическая studia divina (божественая наука) говорила: человек есть образ и подобие Божие, и именно в этом качестве обладает достоинством. Есть гуманность (человечность) и есть гуманизм. Похоже - но не одно и то же. Гуманизм (studia humaniora - человеческая наука) в тесном смысле есть зародившееся в Италии интеллектуальное движение эпохи Ренессанса, давшее и сладкие и горькие плоды. Говоря очень упрощенно, гуманизм есть доктрина автономной (самозаконной) человеческой личности. Но изолированная человеческая личность всё же недостаточное основание для жизнеспособной культуры. И возрожденческий титанизм дал нам действительно uomo universale (универсального человека) - от шедевров живописи Рафаэля и Леонардо до шедевров жестокости Чезаре Борджа. У итальянских гуманистов было и стремление слить христианство с античной философией (Платоновская Академия во Флоренции), но оно оказалось недостаточно сильным, чтобы сделаться народным, на манер Реформации.

29/04/03, Юра
Наследие же гуманизма досталось очень разным движениям. Коммунисты, если я правильно понимаю, проповедуют доктрину коллективного человека, считая свой гуманизм более основательным. Либралы признают ценности индивидуализма, но в рамках правового сознания. А крайности, как уж водится, означают переход в противоположность.

18/05/03, Юра
Видимо, лучше несколько разграничить практическую гуманность (человечность, милосердие, филантропию, благотворительность) и гуманизм как учение в узком смысле. Этот последний, о чем тут уже отчасти писали, допускал virtu (доблесть-добродетель) для всякого человека, но не утверждал, что она присуща всякому. Это сообщало ему некий духовный аристократизм. Но в вырожденных своих формах он оборачивался человекобожеством и практической бесчеловечностью.

23/06/03, Юра
Как заметил Ф.Энгельс, "люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными". В известном смысле гуманизм можно рассматривать как реакцию на чрезмерный аскетизм и коллективизм средневекового миросозерцания. Учение о достоинстве человека обосновывало личную инициативу и оправдывало новаторские достижения, что оказывалось даже прагматически выгодно.

23/06/03, Юра
Но эта реакция также вызвала к жизни странные и причудливые личности, у которых просвещенность сочеталась с чудовищными пороками, вроде Сиджизмондо Маллатеста. Потребовались и время, и силы, чтобы крайности индивидуализма несколько окультурить. Кровопролития же проистекали не от гуманизма, а от его исторической недостаточности. Слишком аристократическое, чтобы стать массовым, и слишком бюргерское, чтобы удовлетворить дворянство, это движение в чистом виде не могло быть долговечным. Но недаром Сервантес устами Дон Кихота назвал неблагодарность худшим из пороков. Это касается и культурно-исторического наследия

28/09/03, Юра
Мне кажется, даже и с христианской точки зрения светский гуманизм сам по себе не зло, но лишь недостаточное добро, нечто вроде подпорченного компаса - в целом показывает верно, но девиация заводит не туда. Как деист, я привык с пониманием относиться ко всякой вере, ибо везде есть некие зерна истины. Religio по-латыни означает "связь", и некая, пусть и не осознаваемая связь с Первоначалом (назовите его хоть Богом, хоть Материей) присуща даже агностику и атеисту.

30/01/05, Юра
Доктрина "первоначального естественного права" - во многом просто удобная юридическая фикция, ибо в первобытном состоянии человек был весьма порабощен - если не государствовм и правительством, то всесильным обычаем. В свое время среди русских народников бытовало такое парадоксальное суждение: "Все люди произошли от обезьяны, следовательно, должно любить своего ближнего". Реальное же историческое содержание прав человека несколько иное: "Люди достигли известной ступени цивилизованности - каковы ДОЛЖНЫ БЫТЬ законы, соответствующие этой ступени?" И тут дело даже не в чьих-то благих пожеланиях, а в необходимости опереть более сложную культуру на более прочный социальный фундамент. Да, расцвет цивилизации возможен и при раскрепощении привилегированного меньшинства. Но окажется ли он долговечным? С другой стороны, неразвитая масса тоже способна подавить плоды просвещения. Так что важно находить баланс, сообразуясь с обстоятельствами места и времени.

02/05/06, Юра
Если сейчас во имя гуманности оказывается необходимым уже контроль над ростом населения, то ведь человеческий разум способен предвидеть издержки стихийного размножения и предотвращать их. Post jucundam juventutem, post molestam senectutem nos habebit HUMUS... Даже если человек не верит в Бога и бессмертие души, то общая судьба всех смертных невольно, инстинктивно взывает к их взаимному сочувствию и поддержке. А искажённое - слишком широкое или слишком тесное - понимание человеческого достоинства не отменяет отмеченного Ч.Дарвином факта, что "...те общества, которые имели наибольшее число сочувствующих друг другу членов, должны были процветать больше других и оставлять более многочисленное потомство". Отбор на интеллект должен был сочетаться с отбором на социальность. Может, отсюда и взялся тот закон природы, написанный в сердцах, о коем упоминает апостол Павел(Римл.2:14-15)?

12/06/06, Юра
Гуманизм обоснован потому, что создателями цивилизации на нашей планете оказались приматы. В отличие от пчёл или муравьёв с их роевым интеллектом, у нас, "безволосых обезьян", отдельная особь с её сложным мозгом и неповторимым личным опытом является довольно высокой ценностью с эволюционной точки зрения. Не все обладают выдающимися талантами, но без некоторого минимального уважения прав личности и талант себя не проявит, это своего рода аванс; не всегда он себя оправдает, но без него многое полезное так и не прорастёт.

25/03/07, Юра
В последнее время "гуманизм", этимологически понимаемый как "человеческая солидарность", переносится также и на другие виды. Но как далеко может расширяться такая солидарность? Интуитивно понятно, что человек больше сочувствует тем, кто ближе к нему и похож на него. Поэтому употребление в пищу млекопитающих вызывает у вегетарианцев больше протестов, чем рыб или моллюсков, те всё же довольно далёкие родичи. Но даже скотоводство исторически явилось смягчением охоты - человек не стал убивать животное сразу, а позднее также дополнил мясо молоком. Даже рабство было смягчением каннибализма и человеческих жертвоприношений. И если в лице человека природа приходит к самосознанию, то его ступени не могут быть упразднены, а лишь преодолены.

09/05/07, Юра
Вопреки распространённой легенде, доктор медицины Гильотен на был изобретателем машины для казни, не был и её жертвой, а умер в 1814 естественной смертью, и лично даже был противником смертной казни. Он всего лишь от имени специальной комиссии Национального Собрания рекомендовал предложенное Луи и Сансоном орудие для быстрого и безболезненного обезглавливания, призванное заменить традиционные мучительные казни и пытки, ибо тот же топор нередко давал промах. Якобинский террор (при Робеспьере Гильотен некоторое время провёл в тюрьме, отсюда, вероятно, и версия о его казни) осуществлялся в значительной мере расстрелами и потоплениями, так что последующие режимы во Франции, вплоть до отмены там смертной казни, гильотину сохраняли. Хотя потомки Гильотена просили переименовать машину, а получив отказ, сами сменили фамилию, тот до конца жизни полагал, что принёс пользу, уменьшив боль и страдание в нашем несовершенном мире.

27/08/09, Юра
Любая общественная система имеет две подсистемы - производство вещей и производство людей. Первая наиболее эффективна на началах рыночной экономики, по крайней мере сейчас и в обозримом будущем. Но большую ошибку совершают те, кто вместо рыночной ЭКОНОМИКИ выстраивают рыночное ОБЩЕСТВО. Коммунизм и ему подобные явления можно рассматривать как РЕАКЦИЮ на издержки такого одностороннего и негуманного подхода. Великая и часто недооцениваемая заслуга западной цивилизации в том, что она СУМЕЛА смягчить издержки рыночной системы, не доводя дело до её уничтожения. И тут сработала именно традиция гуманизма, восходящая по крайней мере к античности.

21/07/10, Юра
На общей почве гуманизма возможен плодотворный диалог между людьми различных идейных ориентаций, ибо большинство их всё же стремится сделать жизнь человеческую лучше, расходясь в способах достижения этой цели. На этом пути бывают ошибки? Что ж, ошибка в фальшь не ставится, важно, чтобы главный тон был правильно выдержан - именно это объединяет людей доброй воли. "Все прогрессы реакционны, если рушится человек".


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: finn@lovehate.ru