Любовь и Ненависть (18+)

    

Эмбер Миднайт: Про Индуизм   (rss)

Вы также можете посмотреть сообщения от других людей на эту тему

13/02/19, Эмбер Миднайт
Индуизм представляет собой грандиозное, многогранное и необъятное явление, как можно обобщать необобщаемое в принципе? Теизм, атеизм, многобожие, единобожие, философия, ритуалы, медицина - все это индуизм. Да и те же веды, точнее разнообразные их части, передавались и сохранялись в Индии посредством различных шакх, каждая из которых имеет свою особенность, даже идеи, противоречашие друг другу. Говорить о том, что индуизм несостоятелен и "наполовину буддизм" - это ничего не знать. Во-первых, буддизм непосредственно "вытек" из индуизма, прямо из веданты, надо полагать. Если взять веданту, то многие шраманические традиции повторяют ее идеи, стало быть это буддизм - наполовину индуизм, а никак не иначе. Так чем же, по сути говоря, отличается буддизм от веданты? Веданта говорит: есть атман, есть брахман. Буддизм говорит: атмана нет, а о брахмане нам ничего неизвестно. В этом буддизм очень похож на доасизм, но в итоге индуизм, буддизм и даосизм приводят вас к совершенно одинаковому опыту.

13/02/19, Эмбер Миднайт
Кроме того, если взять ригведийские самхиты - самая старинная часть вед - они ведь остались от белых предков, собственно ариев, которые пришли из Средней Азии и осели в северной части Индостана. Арии или андроновцы, если угодно, имеют прямое отношение и к славянам тоже, а не только к индусам. Вообще, ригведа мне очень интересна, особенно самхиты - по сути своей, тамошние рики и сукты восхваляют окружающие явления, поэты-визионеры называют их богами, причем под воздействием некой Сомы - до сих пор никто не знает из чего ее делали. Любопытно, что в ригведе есть один очень интересный гимн - "Насадья сукта". Просто поразительно, какими же вопросами эти визионеры задавались уже тогда, на заре человеческой истории. Есть там еще кое-что сильно заинтересовавшее меня - концепция Хираньягарбха, опять же о ней упоминается именно в ригведе, самой первой из вед. Очень интересный материал для размышления, как и ригведийское понятие Рита (Rta), которое полностью тождественно даосскому Дао.

13/02/19, Эмбер Миднайт
Касты, сдается мне, связаны с ведическим жречеством, и принесли их с собой именно арии - те самые белые люди, ибо варны упоминаются аж в космогоническом гимне о Пуруше. Не знаю, сочинялся ли этот гимн до вторжения ариев в индские края, или уже после - вполне возможно, что праиндоевропейские племена не делили свое собственное общество на варны, однако же, кастовая система была реакцией на смешение с дравидами - исконными жителями Индостана, создателями хараппской цивилизации. Ригведа считала дасью врагами ариев и запрещала внимать местной культуре. Кстати говоря, ужасающий ритуал Сати - сожжение вдовы - тоже принесли с собой арии, кремация у них вообще практиковалась. Однако же, если взять, к примеру, Мукхья упанишады, кои в индуизме канона Астика считаются апогеем всего ведического знания, то в Мундака упанишаде можно найти очень интересную и неожиданную оценку ведического жречества, устоев и ритуалов: брахман (creative principle of the universe) дал два вида знания, первое - низшее.

13/02/19, Эмбер Миднайт
Все четыре веды - это и есть низшее знание. Второй вид знания - высший вид - это постижение непостижимого, осмысление атмана-брахмана. Затем, в этой упанишаде говорится следующее: "те глупцы, что радуются обрядам и жертвам словно благому, снова достигают старости и смерти. Пребывая в глубине незнания, считая себя разумными и учеными, мучимые скитаются дураки, словно слепцы, ведомые слепцом. Пребывая в многообразном незнании, невежественные полагают: "мы достигли цели"; исполняющие обряды не постигают истины и поэтому, страдая от привязанностей, гибнут, когда истощаются миры. Считая жертвоприношения и благочестивые дела самым важным, ослепленные не знают иного блага". То есть, Мундака упанишада порицает ведийское жречество, обряды расцениваются как бесполезные и ослепляющие человека, высшим же знанием считается подвижничество и медитация в лесу. Совсем неудивительно, что многие шраманы - это те, кто выступал против авторитета вед и каст - брали за основу именно идеи Упанишад.

09/04/19, Эмбер Миднайт
Пожалуй, основная суть индуизма - привести человека не к слепому поклонению, а к глубокому самопознанию, открывающему новые горизонты психики и реальности. Даже если говорить о Бхагавадгите, в которой немаловажную роль играет понятие "бхакти" - его можно понять как служение - всё в итоге тоже сводится к самопознанию, потому что практикуются бхакти-йога и джапа. Видите ли, квинтэссенция этой "религии" именно в том, чтобы познать самого себя. Слепой верой и поклонением грешат авраамические религии, хотя и там есть отрасли, направленные на реальную духовную практику, в то время как в индуизме - и во многих других дхармических религиях - главная роль отводится практике, то есть - йоге и медитации. Особенно это чувствуется в такой традиции, как Уттара-миманса, её также называют Ведантой. В Мукхья-упанишадах - основные сакральные тексты данного направления - все крутится вокруг трех основных понятий: атман, брахман и так называемая "свадъяя" (svadhyaya), то есть - самопознание.

09/04/19, Эмбер Миднайт
Причем, все работает следующим образом - занявшись свадъяей (йога и подвижничество), вы поймете, что такое атман. Поняв, что есть ваш атман, вы поймете брахмана - истинную реальность. К сожалению, люди, которые никогда не интересовались такими вещами как гносеология, эпистемология, психология и социология, не смогут оценить универсальности, мудрости и всепоглощающего величия индуизма.

12/04/19, Эмбер Миднайт
Сегодня перечитывала Тайттирия-упанишаду - и вновь поражена, будто бы я никогда упанишад не читала. Считается, что она была составлена 6000 лет до нашей эры, а там - такое... Право же, совсем неудивительно, что индусы блюдут и годятся своим наследием, хотя именно в идеях упанишад я чувствую - это мое личное мнение - сильное влияние протоиндоевропейцев, пускай они и являются более поздними работами, предположительно составленными уже на территории Индостана. Почему-то мне кажется, что такое явление, как медитация, да и вообще призыв к отстранению от внутреннего диалога или попытка преодоления концептуальных схем дискурсивного мышления - прямое следствие образа жизни пастухов-скотоводов, которого придерживались те племена. Когда пастух сидит и приглядывает за стадом - у него есть много времени на размышления и рефлексию, а также возможность окунуться в пассивное созерцание, которое приводит к дхьяне, точнее - дхьяной оно и является.

12/04/19, Эмбер Миднайт
Самое раннее упоминание о йоге было именно в Шикшавалли - первая глава Тайттирия-упанишады. Интересно, когда же эти люди впервые начали практиковать такие вещи? Наверное, в глубокой древности. Любопытно, что во многих религиях мира пророками чаще всего бывают именно пастухи. Идеи Упанишад глубоки, мудры, универсальны и грандиозны - они не имеют ничего общего с поклонением богу или богам (это порицается и считается дорогой в никуда), они нацелены на рефлексию и истинное понимание происходящего, без чужих толкований извне. Когда человек осознает свой атман, он понимает суть бытия. Достигая этого состояния, индивид выходит за пределы всего приобретенного в этой жизни, к примеру - он лишается гордости, вины, понятий добра и зла, разделения на объект-субъект - его восприятие полностью меняется, он достигает единства со всем и видит истинную природу реальности, то есть - брахмана. Кажется, я подчинена волшебной силе этих трактатов - они оказали на меня огромное влияние.

17/04/19, Эмбер Миднайт
Если так подумать, то авраамические религии - это такой примитив на фоне индуизма, а ведь они еще и позже появились, сама концепция поклонения мне глубокого отвратительна, ибо такая пустая - она всего лишь делает религию чем-то формальным, организованным, оторванным от опыта. В Уттара-мимамсе есть два пути: дхуумимаагра (дымная тропа) - путь предков (и, соответственно, пурва-мамамса, которая ориентирована на социальную жизнь и соблюдение ритуалов) и дэвамаагра - путь богов, путь практики. Человек сам выбирает какую жизнь вести. В Упанишадах от индивида не требуют никакой веры, единственное требование - заглянуть внутрь себя. Вообще, призыв к интроспекции красной нитью идет через все Мукхья Упанишады - неважно, что человек делает в своей жизни, он всегда должен заниматься свадъяей. Практика медитации - ключ ко всему.


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: finn@lovehate.ru