Любовь и Ненависть (18+)

    

Юра: Про буддизм   (rss)

Вы также можете посмотреть сообщения от других людей на эту тему

12/02/05, Юра
В свое время знакомство с ним началось с книжки Ермея Парнова "Бронзовая улыбка"(М:1971) - про старый Тибет. Там помещались отрывки из священных книг, сильно на меня повлиявшие в пользу отрешения от мира Майи-Иллюзии. Потом читал много разного, от Большой Советской Энциклопедии и "Индийской философии" С. Радхакришнана до трудов Далай Ламы XIV Тенцин Гьяцо. Мне кажется, сам подход к проблеме жизни, смерти и бессмертия там существенно иной, чем в учениях средиземноморского круга земель, где человек, будь он верующим или атеистом, склонен рассматривать свою земную жизнь как единственную в вечности попытку добиться спасения - всё равно, понимать ли оное как загробное блаженство или посюстороннее преобразование жизни. Тут же в бесконечных перевоплощениях видят продолжающееся страдание, и даже благоприятная инкарнация в виде божества затмевает путь к подлинному Освобождению. Если вынести за скобки идею реинкарнации, то и тогда остается угасание душевных волнений через отказ от желаний.

12/02/05, Юра
Исходно буддизм - не столько религия, сколько моральная философия. Может быть, по этой причине его адепты могут сохранять другое вероисповедание, и те же японцы совмещают буддизм с национальной религией синто. Любопытно, что венецианец Марко Поло, знаменитый путешественник 13 века, находил немало точек соприкосновения между Буддой и Христом, и даже писал: "Если бы он был христианином, он был бы великим святым господа нашего Иисуса Христа, такой целомудренной и чистой была его жизнь".

03/05/06, Юра
Любопытная особенность буддизма - избегание крайностей аскетизма и плотоумерщвления, своего рода средний путь. Архатами-отшельниками могли стать немногие, а для мирян предлагались пять заповедей, не слишком обременительных, но открывающих путь к спасению. Кстати, буддийские монахи традиционно заботились о чистоте и опрятнсти, чем сильно отличались от садху, намазывавшихся священным коровьим навозом. Для сравнения: христианский проповедник св. Иоанн Златоуст, патриарх константинопольский, много писавший о превосходстве монашеского звания, был в требованиях к обычным людям довольно снисходителен, и желал от них "нормальной" добродетели. Нет ли тут общих черт эволюции религий? Распространяясь вширь, среди людей разного звания, вероучение необходимо приспосабливается к их обычаям и смягчает свои острые углы, усваивая то, что безобидно.


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: finn@lovehate.ru